Фрагмент для ознакомления
2
Фундаментальную основу взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации в федеративных странах формируют конституции и законов, которые закрепляют распределение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов .
Главной характеристикой федеративной системы ФРГ выступают ее структурные принципы, такие как:
- разграничение деятельности исполнительной власти между федерацией и землями;
- несоответствие законодательных и исполнительных компетенций;
- принцип приоритета земель .
На территории ФРГ суверенной является федерация. Земли данного государства не наделены определенным суверенитетом, даже не смотря на то, что каждая обладает своей конституцией. Публичная власть в таких землях реализуется через парламенты (ландтаги), а также правительства. Согласовывающая роль принадлежит представительствам земель при федерации (так называемый институт уполномоченных). Федеральные министерства и правительственные органы уровнем ниже имеют в землях свои структуры. Надо отметить, что земля Бавария занимает определенную позицию в федерации, провозглашая себя независимым государством. Баварский ландтаг не принял Конституции ФРГ, однако пошел на конституционной воле большинства, аргументировав то, что Основной закон обязан осуществлять свое действие и в Баварии, если он достигнет в общем по стране нужного большинства .
Земли Германии являются «конституционно способными», то есть имеют власть, разрешающая им заключение, в том числе и международных соглашений. Земли имеют право формировать общие предприятия публичного предназначения. Следовательно, они вполне независимы в своих действиях, но, как и федерация, они неразрывно связаны законом.
Взаимоотношения федерации и земель базируются на основе таких положений, как:
- конституционный строй земель обязан базироваться на принципах республиканского, демократического и социального правового государства в духе Основного закона ;
- федеральная Конституция закрепляет презумпцию компетенции земель. Выполнение государственных полномочий относится к компетенции земель, если другое не закреплено Основным законом, параллельно фиксируется первенство федерального права над правом земель;
- устанавливается обязанность учреждений федерации и земель предоставлять друг другу юридическую и иную помощь;
- на всей территории ФРГ обязан быть обеспечен общий уровень жизни, все немцы равноправны, в федеральных учреждениях обязаны использоваться в надлежащем соотношении чиновники из всех земель (в остальных ведомствах - чиновники, в основном, из той земли, в которой выполняет функции данное учреждение) .
Таким образом, земли ФРГ выступают «конституционно способными», то есть, наделены собственной властью, которая разрешает им заключение, в том числе и международных соглашений. Земли правомочны формировать общие предприятия публичного предназначения. То есть, они вполне самостоятельны в своих действиях, но, как и федерация, они неразрывно связаны законодательством.
1.2 Компетенции Федерации и земель
Все государственные задачи, все три ветви власти в различной степени поделены между федеральными и другими органами. Конституция Германии разделяет три вида компетенций:
- исключительную компетенцию Федерации;
- конкурирующую компетенцию федерации и земель;
- исключительную компетенцию земель.
На основании ст. 73 Основного закона к первой компетенции можно отнести:
- внешние сношения;
- гражданство федерации;
- свобода передвижения, паспортное дело, эмиграция и иммиграция, выдача лиц другим государствам;
- валюта, денежное обращение, чеканка монет, эталоны мер и весов, исчисление времени;
- единство таможенной и торговой территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарооборота, товарооборот и расчеты с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;
- федеральные железные дороги и воздушное сообщение;
- почта, телеграфная и телефонная связь;
- правовое положение лиц, которые состоят на службе федерации и в корпорациях публично-правового характера, прямо подчиненных федерации;
- правовая защита промышленной собственности, авторское и издательское право;
- взаимодействие федерации и земель по вопросам функционирования уголовной полиции и защиты Конституции, формирование федерального ведомства уголовной полиции, а также борьба с международной преступностью;
- статистика для нужд федерации.
В области исключительной компетенции федерального законодателя законы могут приниматься лишь на уровне федерации. Тем не менее, Основной закон не лишил земли правовой инициативы в области исключительной федеральной компетенции. Например, п. 1 ст. 70 Основного закона гласит: «Земли обладают законодательными правами в той мере, в какой настоящим Основным законом законодательные полномочия не закреплены за федерацией».
В области конкурирующей компетенции земли, по ст. 74 Основного закона, имеют право на принятие законов до тех пор и постольку, пока федерация не воспользуется правом на свои законодательные полномочия.
На основании ст. 72 Основного закона ФРГ «...земли обладают законодательными полномочиями лишь тогда и постольку, когда и поскольку федерация не реализует свою законодательную компетенцию путем издания закона» . Это право возникает у федерации тогда, когда существует потребность в федеральном законодательном регламентировании из-за того, что нужно обеспечить одинаковые условия жизни на федеральной территории либо соблюдение правового либо экономического единства для общегосударственных интересов. Федеральный закон может закрепить, что федеральное законодательное регламентирование более не нужно и может быть заменено правом земель .
В области совместной компетенции федерация, на основании ст. 75 Конституции ФРГ, имеет право принимать основы законодательства, которые регулируют юридическое положение должностных лиц, которые находятся на государственной службе.
Землям дано право уточнения основ законодательства. На практике такие основы абсолютно и подробно регламентируют данные отношения, что никакого уточнения не нужно.
Все, что не принадлежит к исключительной компетенции федерации, к конкурирующей компетенции и к основам законодательства, можно включить в исключительную компетенцию земель .
Подобное объясняет, почему в Германии сформировались различные системы местного самоуправления.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.01.1997. - № 1. - Ст. 1.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.06.2005. - № 23. - Ст. 2199.
Научная и учебная литература
5. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Норма, 2004. С. 461.
6. Духновская З.А. Проблемы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в России и за рубежом // Право и современные государства. 2012. № 4.
7. Евдокимов К.Н., Таскаев Н.Н. К вопросу о совершенствовании Конституции РФ в контексте развития современного российского общества и деятельности органов прокуратуры // 20 лет Конституции России: актуальные проблемы развития правового государства: Сборник научных трудов. Иркутск, 2014. С. 87.
8. Иванова С.В. Субъекты РФ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 13.05.2021.
9. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 12-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2018. С. 164 - 245.
10. Малярчук О.А. Особенности германского федерализма на примере конституционного статуса Баварии // Дипломатический вестник Приднестровья. 2020. №4 (6).
11. Манченко П.А. Проблемы правового закрепления принципа транспарентности (открытости) в законодательстве Российской Федерации и государств Центральной и Восточной Европы // Право и современные государства. 2012. № 4.
12. Основной закон Федеративной Республики Германия (Вместе с <Извлечением из Конституции Веймарской республики от 11.08.1919>) // Федеральный вестник Федерального министерства юстиции Германии. 24 мая 1949 г.
13. Слинько А.А., Сальников В.И. Социально-политические системы Европы: Учеб. пособ. Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007.
14. Слободчикова С.Н. Реализация принципа свободных выборов в России и в мире: сравнительно-правовой анализ // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 3. С. 95.
15. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 11.05.2021.
16. Чуксина В.В. Правозащитная деятельность государства в области прав человека в условиях глобальной стандартизации прав человека // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 4А. С. 17.
17. Шабаршова О.А. Конституционно-правовой анализ распределения полномочий между федеральными органами власти и органами власти земель Германии // Адвокат. 2016. № 11. С. 60 - 66.
18. Шастина А.Р. Конституционные нормы о местном самоуправлении в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 6. С. 60 - 64.
19. Якимова Е.М. Концепция свободы предпринимательской деятельности как элемент экономической основы конституционного строя в России и в мире: поиск оптимального решения // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 1. С. 48.
Судебная практика
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 19.06.2000. - № 25. - Ст. 2728.